Базисные условия поставки (ИНКОТЕРМС)
ИНКОТЕРМС или БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ, разработанные для ясного и единообразного понимания прав и обязанностей продавцов и покупателей по доставке и страхования товара. В каждом из 11 базисных условий расписаны обязанности покупателя и продавца по доставке товаров и установлен момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя.
Сфера действия ИНКОТЕРМС ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение).
Международная торговая палата всегда подчеркивала, что ИНКОТЕРМС имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах. Тем не менее, включение терминов ИНКОТЕРМС в иной договор признается как признание условий (прав и обязанностей), заключенных таким термином. ИНКОТЕРМС изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины.
Учет условий поставки важен для определения таможенной стоимости, так как расходы на доставку товара могут достигать до 50% от стоимости товара, а в случае доставки авиатранспортом могут и превышать его цену. Транспортные расходы легко разложить на составляющие и рассчитать стоимость таможенных пошлин и долю в транспортных расходах.
Для облегчения понимания все условия ИНКОТЕРМС сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу:
"E" - термин - EX WORKS
Термин, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца
"F"-термины FCA, FAS и FOB
Термины, в соответствии с которыми продавец обязан поставить товар перевозчику назначенному и зафрахтованному покупателем;
"С"-термины CFR, CIF, CPT и CIP (CIP 2010, CIP 2000)
Термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки
"D" термины DAT, DAP и DDP
"D" - термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения.
Следующая таблица представляет собой классификацию торговых терминов.
Некоторые используемые в ИНКОТЕРМС понятия:
"ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ" (SHIPPER) означает как человека, передающего товар для перевозки, так и человека, который заключает договор с перевозчиком: однако эти два "грузоотправителя" могут быть различными людьми.
"ПОСТАВКА"
используется в Инкотермс в двух различных смыслах:
– Во-первых, термин используется для определения момента, когда продавец выполнил свои обязательства по поставке,
– Во-вторых, термин "ПОСТАВКА" используется применительно к обязанности продавца получить или принять поставку товара, в этом случае слово "ПОСТАВКА" означает, что продавец выполняет свои обязанности по отгрузке товаров и, что покупатель обязан принять товар. Эта последняя обязанность важна, чтобы избежать ненужных платежей за хранение товара до того момента, как покупатель заберет товар. Если покупатель не выполнит этого обязательства, он может стать обязанным возместить убытки продавцу или оплатить простой, для того чтобы перевозчик выдал ему товар.
"ОБЫЧНЫЙ" появляется в нескольких терминах: относительно времени доставки; относительно документов, которые продавец обязан предоставить;
договора перевозки, который продавец должен обеспечить. Слово "ОБЫЧНЫЙ" оценивается с точки зрения мировой практики.
"СБОРЫ", которые должны быть оплачены, касаются только тех сборов, которые являются необходимым следствием импорта как такового и, которые должны быть оплачены согласно соответствующим правилам импорта. Сборы за хранение, не связанные с обязанностью очистки товаров, не включаются в эти сборы. Однако, такого рода сборы могут содержать некоторые расходы таможенных брокеров или
экспедиторов грузов, если сторона, несущая это обязательство, не выполняет сама эту работу.
"ПОРТЫ", "МЕСТА", "ПУНКТЫ" и "ПОМЕЩЕНИЯ"– места, куда должны быть доставлены товары. В терминах, предназначенных для использования исключительно при перевозках товаров морским путем - таких как FAS - читать больше..., FOB - читать больше..., CFR - читать больше..., CIF - читать больше..., DES и DEQ - используются выражения"ПОРТ ОТГРУЗКИ" и "ПОРТ НАЗНАЧЕНИЯ". Во всех других случаях используется слово "МЕСТО". В некоторых случаях представляется необходимым также указывать "ПУНКТ" внутри порта или места. Там, где пунктом доставки является "МЕСТО" продавца, используется выражение "ПОМЕЩЕНИЕ ПРОДАВЦА"
"КОРАБЛЬ" и "СУДНО" используются в терминах, предназначенных для использования при перевозках товаров морским путем,
выражения "СУДНО" и "КОРАБЛЬ" используются как синонимы.
"ПРОВЕРКА" и "ОСМОТР" первое слово используется в отношении обязательства продавца по доставке. Второе понятие используется для конкретного случая, когда выполняется "ОСМОТР перед отгрузкой", при желании убедиться, что товар отвечает условиям договора или официальным условиям, прежде чем товар отгружен.
ПЕРЕХОД РИСКОВ И РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ТОВАРОМ
Риск потери или повреждения товара, а также обязательство нести расходы, связанные с товаром, переходит от продавца к покупателю, когда продавец выполнил свои обязательства поставки товара. Переход рисков и затрат может иметь место даже до поставки, если покупатель не принимает доставку в соответствии с договоренностью или не дает таких инструкций продавцу для выполнения своих обязательств по поставке товара.
Необходимым условием для опережающего перехода рисков и затрат является определение товара как идентифицированного для покупателя или, как определенно обособленного для покупателя. Это требование особенно важно по термину EXW, так как при всех других условиях товар обычно определяется как идентифицированный для покупателя.